Нормативные документы
Федеральный уровень
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Региональный уровень
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 18.11.2020 № 316-01-63-1897/20 "О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 20.05.2020 № 316-01-63-915/20 о внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 11.06.2020 № 316-01-63-997/20 "Об утверждении списков общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, государственных профессиональных образовательных организаций, являющихся участниками внедрения целевой модели наставничества"
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 20.05.2020 № 316-01-63-915/20 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования"
Рекомендации по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях.
Распоряжение Губернатора НО о внедрении ЦМН в Нижегородской области от 24.03.2020 г. №459-р
Приказ МО НиМП об утверждении плана мероприятий реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образователъную деятелъностъ по общеобразователъным, дополнителъным общеобразователъным и программам среднего профессионалъного образования в 2023-2024гг.
Муниципальный уровень
Постановление администрации города Дзержинска Hижегородскoй oблaсти 01.06.2020г. № 1198 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам.
Приказ департамента образования администрации города Дзержинска Hижегородскoй oблaсти от 20.05.2020г. № 270-п "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, в г.о.г.Дзержинск".
План мероприятий (дорожная карта) реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в образователъных организациях, осуществляющих образователъную деятелъностъ по общеобразователъным, дополнителъным общеобразователъным программам на территории г.о.г. Дзержинскана2023-2024гг.
Школьный уровень
Приказ от 02.09.2023 г. № 247-п "О реализации Целевой модели наставничества в МБОУ "Средняя школа № 18" в 2023-2024 учебном году" смотреть...
План мероприятий (дорожная карта) смотреть...
Положение о программе наставничества смотреть...
Медиаплан смотреть...
Общая информация по внедрению целевой модели наставничества
в МБОУ "Средняя школа № 18"
На 26.05.2024 года в МБОУ "Средняя школа № 18":
- наставляемых:
284 человека, из них: 280 обучающиеся 4-8 классов и 4 учителя
- наставников:
64 человека, из них 60 человек (обучающиеся 9-11 классов) и 4 учителя
На данный момент школа имеет 4 предприятия-партнера в реализации ЦМН
МБОУ "Средняя школа № 18" реализует модель наставничества по 2 формам наставнических пар: «ученик-ученик», «учитель-учитель» в соответствии с положением о системе/программе наставничества.
Информационная поддержка системы наставничества в МБОУ "Средняя школа № 18" осуществляется через размещение информации на официальном сайте: http://dzschool18.ru/ и в группе в социальной сети «Вконтакте»: в соответствии с разработанным медиапланом.
Показатели эффективности внедрения целевой модели наставничества:
№
|
Наименование показателя
|
По итогам 2023 года
|
на 11.01.2024
|
на 26.05.2024
|
1
|
Доля детей в возрасте от 10 до 19 лет, проживающих на закрепленной территории, вошедших в программы в роли наставляемых, %
|
39%
|
41%
|
52%
|
2
|
Доля детей в возрасте от 15 до 19 лет, проживающих на закрепленной территории, вошедших в программы в роли наставника, %
|
37%
|
41%
|
41%
|
3
|
Доля учителей-молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, %
|
100%
|
100%
|
100%
|
4
|
Количество предприятий (организаций), вошедших в программы наставничества, предоставив своих наставников, шт.
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Уровень удовлетворенности наставляемых, участием в программах наставничества, %
|
75%
|
76%
|
78%
|
6
|
Уровень удовлетворенности наставников, участием в программах наставничества, %
|
82%
|
83%
|
85%
|
Информация о кураторе внедрения целевой модели наставничества в МБОУ "Средняя школа № 18"
ФИО куратора: Дружинина Екатерина Васильевна, учитель
Телефон: 8(8313)36-13-31, e-mail: s18_dzr@mail.52gov.ru
Дополнительные материалы
Дополнительные материалы для кураторов
Формы мониторингов
Входная анкета наставника смотреть...
Входная анкета наставляемого смотреть...
Отзывы наставляемых о наставниках:
https://vk.com/wall-171454075_630
Отзыв о педагоге – наставнике Дружининой Екатерине Васильевне
Трушин Александр Анатольевич, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №18»
Трудно переоценить роль наставника в педагогической сфере, ведь это именно тот человек, наставит, поможет и научит всему, что знает сам. Так случилось и со мной: мой наставник русского языка исключительно компетентный и терпеливый преподаватель. Екатерина Васильевна не только обладает глубоким знанием языка, но и умеет объяснять сложные вещи простыми и понятными словами. Это человек с большим педагогическим опытом систематически оказывает помощь мне, как молодому специалисту. Одна из важных ее черт — способность создавать вдохновляющую и поддерживающую обучающую атмосферу. Она всегда старается заинтересовать учеников предметом, используя разнообразные методы обучения. Она прекрасно понимает индивидуальные потребности каждого ученика и находит подходящие под них методы обучения.
За это время у меня сложилось представление о ней, как о грамотной и творческой коллеге. Мне приходится много взаимодействовать с ней, видеть ее деятельность непосредственно в работе. Благодаря ее усилиям мои знания и навыки значительно улучшились. Особенно хочется отметить ее помощь с конкурсом «Фестиваль молодых педагогов», где ее усилия помогли пройти мне во второй этап мероприятия. Я ощущаю, что она по-настоящему заинтересована в моем успехе и готова поддержать меня на каждом этапе обучения.
Екатерина Васильевна помогла мне найти свой личный стиль педагогической деятельности. Наставник показывала уроки по ФГОС по разным предметам, присутствовала на моих уроках, которые я проводил, мы анализировали уроки, подводили итоги. Благодаря этому я стал более компетентным специалистом, способным развиваться в своей стезе.
Отзыв о педагоге – наставнике Барышевой Инне Леонидовне
Изюмова Ксения Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа №18»
Помощь и поддержку мне, как молодому специалисту с самого начала моей педагогической деятельности оказывает – Барышева Инна Леонидовна. Инна Леонидовна – высококвалифицированный специалист, с большим опытом работы, огромным багажом знаний. Она, человек, который находит ответы на все мои вопросы, который готов помочь с разнообразными трудностями в любой ситуации. Инна Леонидовна обладает невероятной тягой к самосовершенствованию и развитию.
Она помогала мне с самого начала моей педагогической деятельности: говорила, как и с чего необходимо начать свою работу, на что стоит обратить внимание, как вести себя с обучающимися и родителями. Предметы, преподаваемые нами близки, и это позволило мне учиться у нее в методическом плане. Да, наши уроки отличаются, и я знаю, что мне есть куда стремиться, а главное, что есть человек, который в этом поможет.
Считаю, что мне повезло, что в начале своего педагогического пути я встретила такого сильного и опытного наставника, который протянул мне руку помощи. Благодаря программе «Наставничество» я смогла обрести опору и поддержку в лице Барышевой Инны Леонидовны!
Отзыв о педагоге – наставнике Рындиной Ольге Олеговне
Козлов Максим Анатольевич, учитель физкультуры МБОУ «Средняя школа №18»
Мой наставник, Рындина Ольга Олеговна, использует интересные и современные методы и технологии обучения детей. Она имеет хороший уровень научно-методической подготовки. При посещении ее занятий, я, как молодой педагог, отмечаю умение направить воспитанников на грамотную индивидуальную и групповую деятельность.
Её работу отличает высокий профессионализм, работоспособность. Ольга Олеговна видит мой профессиональный рост, радуется моим успехам.
Вот такой замечательный, интересный, творческий наставник работает рядом со мной. Такой педагог, увлеченный своей работой, очень нужен современному образованию.
Отзыв о педагоге – наставнике Барышевой Инне Леонидовне
Мосина Анна Александровна, учитель биологии МБОУ «Средняя школа №18»
Вступив в этом году в должность учителя биологии и переехав в новый город мне очень хотелось, чтобы рядом был человек, который всегда поймет, поддержит и направит мои мысли и действия в нужном направлении. Мне повезло, что в этот же момент, школа начала учувствовать в программе наставничество и таким юным специалистам как я определили наставников.
Мой наставник не только первоклассный специалист с большим стажем работы и невероятной тягой к самосовершенствованию и развитию, но еще и очень чутки и очень эмпатичный человек. Она помогала мне встроить коммуникацию в коллективе и с детьми. Так же близость наук позволила учиться еще и в методическом плане. Я вижу, как отличаются мои уроки и уроки Инны Леонидовны, и я знаю, что мне есть куда стремиться и что в этом пути мне помогут, какие трудности бы не произошли. Мне есть куда обратиться за советом и с кем обсудить планы и перспективы.
Отзыв о педагогике-наставнике Сидоровой Наталье Анатольевне
Горелик Галия Илдаровна, педагог начальных классов МБОУ «Средняя школа №18»
Помощь и поддержку мне, как молодому специалисту с самого начала моей педагогической деятельности оказывает Сидорова Наталья Анатольевна. Наталья Анатольевна - высококвалифицированный педагог с большим опытом работы и огромным багажом знаний, готовый ответить на любые вопросы и помочь справиться с любыми возникшими затруднениями.
Придя работать в школу, ещё и не с начала учебного года, мне безусловно было трудно привыкнуть к школьной обстановке. Как и с чего начать свою работу, на что стоит обратить пристальное внимание, как общаться с родителями - всё это для меня было новым и пока ещё не до конца изученным. Наталья Анатольевна с самого первого дня осуществляла поддержку во всём. Я могла обратиться к ней с любым вопросом и на любой получала нужный ответ и совет.
Я считаю, что мне очень повезло, что в начале своего педагогического пути я встретила сильного, авторитетного наставник, который протянул мне руку помощи!
В целом впечатления от данной программы только положительные. Наставник – настоящий профессионал и эксперт в своём деле, прекрасно и доходчиво объясняет, приводит множество ярких примеров из жизни и практики, отвечает на все вопросы.
Отзыв о педагогике-наставнике Сусловой Анне Владимировне
Шабалина Мария Алексеевна, старший вожатый МБОУ «Средняя школа 18»:
Целевая модель "Наставничество" для меня это новый вектор в освоении необходимых компетенций в моем профессиональном развитии. За консультацией по вопросам воспитания и дополнительного образования я всегда могу обратиться к своему наставнику - Сусловой Анне Владимировне, заместителю директора по воспитательной работе. В основе наших наставнических отношений лежат принципы доверия, конструктивного общения и взаимообогащения. Я рада, что мне выпала возможность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
Отзыв о педагоге – наставнике Куликовой Елене Валентиновне
Медведева Елизавета Валерьевна – педагог начальных классов МБОУ «Средняя школа №18».
Придя работать в школу, мне было очень сложно привыкнуть к школьной обстановке. Дети, родители, занятия… Для меня все было ново и трудно. Но меня не оставляли с проблемами один на один. Всегда рядом была Куликова Елена Валентиновна, учителей начальных классов. Она помогала, направляла и просто советовала.
Елена Валентиновна помогла мне правильно организовать работу с родителями и детьми. На сегодняшний день, благодаря Елена Валентиновне, я могу методически грамотно оформлять и проводить уроки, заполнять необходимую документацию учителя начальных классов, организовать детей для участия в конкурсах, подобрать необходимую литературу. И я очень рада, что у меня есть такой наставник! В любой момент я могу подойти за методическими рекомендациями к Елене Валентиновне, и она никогда не откажет в помощи, всегда поддержит в трудную минуту.
Я считаю, что мне очень повезло в моей трудовой деятельности, ведь просто замечательно, когда знаешь, что рядом есть человек, который всегда тебе поможет и поддержит, есть профессионал своего дела!
Отзыв о педагоге-наставнике Ворошиловой Светлане Владимировне
Заровняева Любовь Валерьевна, педагог начальных классов МБОУ «Средняя школа №18»
Моим наставником стала Ворошилова С. В.., учитель начальных классов. В МБОУ «Средняя школа №18» я пришла работать 1 сентября 2020 года, взяла первый класс. Ответственность и неизвестность немного пугала. Хочется выразить огромную благодарность своему учителю и наставнику, Ворошиловой Светлане Владимировне, за оказание методической помощи в начале моей профессиональной деятельности. Светлана Владимировна научила меня правильно организовать учебный процесс. Я могу в любой момент обратиться к своему наставнику за помощью и консультацией по разным вопросам педагогической деятельности (объем заданий на уроке, организация работы в группах, удержание внимания обучающихся на уроке), по ведению электронного журнала.
Меня восхищают ее целеустремлённость, требовательность, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленной цели. Показывает глубокие знания преподаваемых предметов. В учебной деятельности делает все, чтобы достичь высоких результатов. Вырабатывает у учеников высокую работоспособность, настойчивость, самостоятельность, любовь к книге, желание учиться, добывать знания самим.
Опыт моего наставника помог мне в организации уроков. Светлана Владимировна-это наставник, который всегда поможет и объяснит, укажет верное направление. Хочется отметить, что работа молодого педагога с наставником целесообразна и необходима.
Отзыв о педагоге-наставнике Кирюхиной Светлане Вячеславовне
Горбунова Юлия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 18»:
Организация наставничества – это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога, где основной акцент ставится на формирование практических умений и навыков.
Придя работать в школу в 2019 году у меня возникли трудности. Я не могла найти контакт уже сформировавшимся коллективом, так как взяла классное руководство 3 класса. Я боялась, что меня будут сравнивать с предыдущем учителем, считать, что с ним было лучше. Но администрация школы посоветовала мне проконсультироваться у опытного педагога.
На первом заседании ШМО выступала Светлана Вячеславовна с темой «Коллективно-творческие дела в начальной школе» и тогда я сразу поняла, что именно она сможет мне помочь. Как показало время, я не ошиблась в выборе наставника. За полтора года работы мне удалось наладить с классом доброжелательную атмосферу, ввести новые правила, праздники и обычаи. На данный момент я не могу представить себя без своего класса. Когда что-то рассказываю о приёмах и методах воспитания, обучения, то обязательно говорю «мы с ребятами», не «я», а «мы», потому что мы стали единым целым благодаря рекомендациям наставника.
За время сотрудничества со Светланой Вячеславовной я узнала о многих интересных методах, приёмах и технологиях. Она советует литературу для прочтения, сайты для работы, интерактивные инструменты для работы с доской. Всё это помогает сделать урок более насыщенным, увлекательным.
Хочется выразить лишь слова благодарности этому замечательному человеку за поддержку и нужный настрой.
Отзыв о педагоге наставнике – Булыгиной Оксане Юрьевне
Громова Анастасия Андреевна – педагог начальных классов МБОУ «Средняя школа №18».
Наставник – это человек, к которому можно всегда обратиться за помощью и советом при возникновении трудностей в начале профессионального пути молодого педагога. Работа в школе трудна и своеобразна, многие молодые специалисты не справляются и покидают данное место работы. Чтобы уменьшить вероятность данного исхода событий, им необходима поддержка профессионалов своего дела. То есть тот, кто задаст направление развития молодого специалиста.
Я пришла работать в МБОУ «Средняя школа №18» в сентябре 2020 года и столкнулась с страхом, неуверенностью в своих профессиональных качествах. Было страшно не справиться с поставленными задачами, трудно было организовать дисциплину в классе, общение с родителями давалось тяжело. Именно поэтому казалось, что данная профессия не для меня. Со всеми моими переживания помогла мне справиться мой педагог-наставник – Булыгина Оксана Юрьевна. Она помогла мне поверить в мои силы, показала, что профессия «учитель» приносит много радости.