Учащимся и сотрудникам обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам, и информационным системам. В том числе:
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.
Настоящий каталог адресован, в первую очередь, педагогам, с учетом интересов и профессиональных потребностей которых отобраны и классифицированы образовательные ресурсы. Вместе с тем собранные в каталоге ресурсы будут полезны для учащихся, абитуриентов, родителей, сотрудников администраций образовательных учреждений.
В каталоге собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые, в свою очередь, представляют собой каталоги ресурсов; сервисные и инструментальные компьютерные программные средства; электронное представление бумажных изданий; электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения; ресурсы, содержащие новостную информацию, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.
Наибольшее количество ресурсов, вошедших практически во все разделы и подразделы настоящего каталога, ориентировано на использование учителями и школьниками в ходе учебного процесса, в том числе в традиционной системе обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами и примерными программами по каждой учебной дисциплине. Определенная часть образовательных ресурсов предназначена для применения во внеучебной и внеурочной работе школьников, углубления знаний и самостоятельного изучения (школьниками и абитуриентами). Выделяются ресурсы справочного и энциклопедического характера, а также средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности.
Для доступа к ресурсам и их использования не требуется каких-либо специальных аппаратных или программных средств, за исключением стандартных обозревателей (браузеров, навигаторов), которыми традиционно пользуются все работающие с большинством ресурсов, опубликованных в сети Интернет. Для работы с любым ресурсом каталога достаточно указать в специальной строке обозревателя на компьютере, имеющем доступ к сети Интернет, адрес ресурса в том виде, в каком он приводится в тексте каталога. Никаких дополнительных сведений для получения доступа к ресурсам не требуется. Работа с содержательным наполнением и подсистемами отдельных ресурсов осуществляется согласно правилам и соглашениям, принятым разработчиками ресурсов. Обычно такие правила приводятся в справочном разделе или документации, сопровождающих ресурс, которые также публикуются в сети Интернет вместе с ресурсом или являются частью его содержания.
Используя ресурсы каталога, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников; оперативно отслеживать результаты их обучения и воспитания; принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся; целенаправленно совершенствовать собственное педагогическое мастерство; иметь оперативный адресный доступ к интересующей их информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретут дополнительную возможность использовать фрагменты собранных в каталоге образовательных ресурсов, естественно, давая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.
Для учащихся доступ к каталогу и образовательным ресурсам сети Интернет обеспечит основной и дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учебы, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями сферы образования; узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах; получать консультации; общаться с педагогами и сверстниками.
Абитуриенты найдут в приводимых ресурсах полезную для себя интернет-информацию — сведения об институтах, университетах и академиях, в том числе о сроках и условиях поступления; учебные и методические материалы, необходимые для подготовки к вступительным испытаниям.
Администрация образовательных учреждений, используя предлагаемые ресурсы сети Интернет, сможет принимать эффективные управленческие решения на основе знания действующего законодательства и нормативных документов, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысить общий уровень планирования и администрирования деятельности образовательного учреждения.
Бóльшая часть ресурсов каталога нацелена на повышение эффективности обучения школьников по 13 дисциплинам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Названия дисциплин использованы в качестве заголовков подразделов каталога, что сокращает время поиска интересующих пользователя учебных или методических ресурсов.
Основными дидактическими целями использования приводимых в каталоге образовательных ресурсов сети Интернет по отдельным дисциплинам являются сообщение сведений; формирование, совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков; повышение мотивации к учению; контроль усвоения; обобщение и другие цели. Использование таких ресурсов создает дополнительные возможности для восприятия, осмысления и фиксации знаний школьниками, развития у них творческого, теоретического, модульно-рефлексивного мышления, а также формирования операционального мышления, обеспечивающего выбор оптимальных решений.
Педагоги, использующие образовательные ресурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения — ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.
Особое внимание следует уделить подбору и разработке методов обучения с использованием образовательных ресурсов сети Интернет. В числе таких методов могут быть предложены поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательская деятельность обучаемых, основанная на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использование коммуникационных компонентов таких ресурсов для учебного общения учащихся и педагогов.
Во всех случаях применения образовательных ресурсов сети Интернет педагоги должны, прежде всего, решить задачу подбора нужной учебной информации из образовательных ресурсов и методики ее использования учащимися. Сам преподаватель может использовать содержательное наполнение таких ресурсов при подготовке конспектов уроков, заданий для самостоятельных и практических работ, тестовых и контрольных заданий, сценариев проведения внеурочных и внеучебных мероприятий.
Использование образовательных ресурсов, систематизированных в каталоге, дает возможность организовать деятельность обучаемых по поиску актуальной и достоверной информации, предоставляет в распоряжение учителей дополнительные методы их использования в процессе консультирования и в самостоятельной работе школьников.
Следует помнить, что, несмотря на целесообразность использования школьниками перечисленных образовательных ресурсов, важнейшее значение для восприятия учебного материала имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить какими-либо другими средствами и технологиями. Для достижения наиболее эффективного восприятия, учителю следует сочетать использование ресурсов с устной речью, которая должна строиться с учетом уровня интеллектуального развития и мировоззрения учащихся. Педагогам необходимо уделять внимание и тому, чтобы учащиеся правильно называли изучаемое, корректно излагали и комментировали содержание ресурсов сети Интернет.
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru