Фадеева Юлия Александровна – учитель-логопед
Персональный сайт: "Логопедушка"
График работы учителя - логопеда МБОУ «Средняя школа № 18»
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница |
11.00 – 14.30 |
11.00 – 16.00 |
11.00 – 14.30 |
11.00 – 16.00 |
10.00 - 13.00 |
Система работы логопеда
Работа логопеда школы строится на основании нормативных документов :
- Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)
Деятельность логопеда в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.
Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.
Логопедическая служба в школе
Основные задачи логопедической службы:
• коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся;
• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.
Основные функции школьного логопеда:
• диагностическая;
• профилактическая;
• коррекционно-педагогическая;
• организационно-методическая;
• консультативная;
• контрольно-оценочная.
Принципы комплектования групп:
• отграничение учащихся с недостатками речи;
• дифференциация учащихся с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых недостатков
Формы работы в условиях школьного логопункта:
• индивидуальные занятия;
• групповые занятия;
• занятия дома с родителями при консультативной поддержке учителя-логопеда.
Этапы работы:
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Задачи:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
Задачи:
- устранение речевых нарушений;
- развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться.
Длительность данного этапа коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Основные задачи коррекционных занятий:
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
- развитие навыков звуко – слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико — грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
Примерная структура логопедического занятия
№ |
Этапы |
Цели этапа |
1 |
Организация группы детей к началу занятий. |
Создать рабочее настроение.Учить правильно организовывать свое место. |
2 |
Вводная часть. |
Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.) Развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации. |
3 |
Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом. |
Показать детям, что каждое учебное задание требует осмысленного подхода. Учить отличать новое от неизвестного. Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться. |
4 |
Основная часть (устные или письменные упражнения). |
Выработать навыки списывания, письма под диктовку. Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения. Учить детей планировать свою деятельность. Прививать и развивать навыки самоконтроля. Формировать адекватно – позитивную самооценку. |
5 |
Подведение итогов. |
Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы. Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия. Стимулировать учебную мотивацию. |
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
Задачи:
- проведение анализа коррекционной и учебно – воспитательной работы;
- выводы и рекомендации на основе анализа;
- определение перспективы дальнейшей работы.
Паспорт логопедического кабинета смотреть
Советы родителям
- Советы логопеда
- Памятка для родителей
- Нужен ли ребенку логопед?
- Нормативы речевого развития детей
- Как развивать читательский интерес у детей?
- Дисграфия и дислексия
- Артикуляционная гимнастика
Советы педагогам