МБОУ Средняя школа № 18

Мы учим всех, учим каждого и учим хорошо!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Профориентация


Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

В систему профориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

  • Условия успешного выбора профессии
  • Что такое профессия
  • Признаки профессии
  • Классификации профессий
  • Основные шаги выбора профессии

Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?
Идеальной формулы успешного выбора профессии не существует, но мы постараемся приблизиться к ней ближе.

И первым условием успеха мы видим САМОАНАЛИЗ. Изучайте, тестируйте себя, отвечайте себе на вопросы: "ЧТО Я ХОЧУ?", "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?". "ЧТО Я ХОЧУ?" – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознанная потребность – мотив, указатель, куда нужно двигаться, что нужно искать. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии. Профессиональными мотивами могут быть: интерес к какому-либо делу, престижность, популярность, востребованность профессии, хорошие условия труда, зарплата, карьерный рост и т.п. Очень важно совместить будущую профессию со своими мотивами, если ими пренебречь, в будущем они будет о себе напоминать. Ну а главным мотивом выбора профессии является, конечно, ИНТЕРЕС. Если Вам нравятся животные, растения, то Вам будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если Вы любите технику - интерес к ней будет поддерживать Вас в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. "КТО Я В ЭТОМ МИРЕ?", "ЧТО Я МОГУ?" – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны – Вам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы – не сможете выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени. Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Например, водителю важно внимание, дизайнеру – образное мышление и т.д. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Это позволит увидеть Ваше место в мире профессий, слабые стороны Вашей личности, подскажет что нужно развивать и тренировать. Помните, что способности, интересы или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого Вы хорошо знаете. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек. Вы поймете, каким Вас видят другие люди.
В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где Ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности Вы добьетесь наибольшего успеха.
Вторым условием успеха мы представляем ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ. Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Вокруг нас существует мир, который ответит на все вопросы. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, профконсультанты. Чем больше Вы знаете о мире профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.
Мир профессий колоссально сложен и многогранен и изучая его необходимо представлять законы по которым он живет и развивается, а для этого нужно четко разбираться в его структуре и терминологии. Поэтому нужно поговорить об этом более подробно.
ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов.
Профессия объединяет в себя группу родственных специальностей (например, профессия «водитель» содержит в себе специальности: "водитель автобуса", "водитель троллейбуса" и т.д.).
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс приобретения специальных знаний и навыков в какой-либо области.
КВАЛИФИКАЦИЯ – уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и навыков; степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы. Квалификация определяется, в первую очередь, присвоенными профессионалу разрядами.
ДОЛЖНОСТЬ – трудовые обязанности человека, которые он должен выполнять, занимая определенное положение в штатной структуре предприятия или учреждения.
Для простоты понимания представьте следующую цепочку: проучившись в вузе по СПЕЦИАЛЬНОСТИ "психология" и пройдя СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ "детская и возрастная психология", мы получили КВАЛИФИКАЦИЮ "детский психолог", чтобы пойти работать на предприятие и исполнять ДОЛЖНОСТЬ "детского психолога" по ПРОФЕССИИ "психолог".
Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.
Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.
Цель труда – основное предназначение профессии.
Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда.
Средства труда – это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.
Результат труда – продукт выполненного труда.
Оплата труда – форма вознаграждения за труд.
Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.
Профессионально важные качества – социально-психологические, психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.
Например, объектом труда профессии «учитель» является ученик, а предметом – знания ученика; целью труда – обеспечение процесса обучения согласно необходимых нормативов; задачами труда – выступление перед классом, проведение контрольных, лабораторных работ, и т.д.; средствами труда – класс, парты, стулья, доска, учебники, видеоаппаратура и т.д.; результатами труда – успешно сданные учениками нормативы; оплатой труда – заработная плата, социальные льготы; требованиями к уровню образования – высшее педагогическое образование, специализация по предмету; требованиями к профессионально важным качествам – трудолюбие, любовь к детям, целеустремленность, общительность, развитые организаторские способности, хорошая память, внимание, воображение и т.д. Такое комплексное описание профессии называется профессиограммой.
Классифицируя профессии по их признакам удобно изучать мир профессий. Например, по востребованности можно выделить – востребованные и не востребованные профессии; по популярности – популярные и не популярные, по заработку – высокооплачиваемые и не высокооплачиваемые, по требованию к образованию – требующие начального профессионального, среднего профессионального, или высшего профессионального образования и т.п.
Сегодня существует множество различных классификаций профессий. Например, по предмету труда выделяются типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ; по средствам труда – отделы: ручного труда; машинно-ручного; автоматических и автоматизированных систем; приборов, устройств, функциональных орудий труда; простых речеголосовых проявлений и т.п.; по характеру труда – классы: исполнительские, творческие и руководящие.
Выбирая профессию, Вы планируете свой профессиональный путь далеко вперед, поэтому важно изучать и историю профессий. Мир очень быстро меняется, с появлением новых потребностей общества, появляются новые технологии, рождающие новые профессии, на смену одних приходят другие. Когда-то ни одно предприятие не могло обойтись без машиниста печатной машинки, почтовых пересылок, телефонная связь обеспечивалась огромным штатом телефонистов, теперь на смену приходят компьютеры, мобильная связь, Интернет. Но также существуют и "вечные" профессии, которые никогда не потеряют своей актуальности (врач, учитель).
Цените время – еще один важный совет. Сейчас Вы решаете вопрос выбора профессии, а завтра уже будет необходимо выбирать вуз, а затем искать работу – жизнь так устроена, нельзя терять ни минуты. Будьте готовы к разумному выбору.

Полезные ссылки

  • Справочник профессий

http://www.rabotka.ru/infoworker/

http://www.moeobrazovanie.ru/search.php?section=prof

  • Рейтинг востребованных профессий России

http://www.ucheba.ru/prof/

http://www.moeobrazovanie.ru/tags/%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9

  • Всероссийский информационный Интернет-ресурс "Атлас профессий" –  http://atlas.rosminzdrav.ru
  • Тесты по профориентации:

http://profguide.ru/

http://azps.ru/tests/indexpf.html

http://www.proftester.ru/

http://www.moeobrazovanie.ru/prof_tests/

 

В помощь классным руководителям

Беседа "Кот в мешке или Типичные ошибки при выборе профессии"
Беседа "Ошибки при выборе профессии"
Беседа-диалог "Как выбрать профессию или Несколько советов выпускникам"

 

 


Государственная итоговая аттестация выпускников

ГИА 9 класс
ЕГЭ 11 класс
Итоговое сочинение

Информация, размещенная на сайте в соответствии с требованиями действующего законодательства

Информация, размещенная на сайте в соответствии с требованиями действующего законодательства
О противодействии коррупции

Школьная газета

Школьная газета

Сейчас на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 23018
Статьи : 107
Ссылки : 1
Просмотры материалов : 39513

Войти

Официальный интернет-портал правовой информации